Что мы знаем о петербургских фонарях

В Петербурге много прекрасных зданий и увидеть эту красоту и подчеркнуть её призваны уличные фонари. Уличные светильники Петербурга никогда не выполняли чисто утилитарную функцию: не дать свернуть голову припозднившемуся пешеходу. Они являлись особым элементом единого сложного и неповторимого архитектурного ансамбля города на Неве.

Первые уличные фонари в России появились в Петербурге. 23 ноября 1706 года молодой город на Неве праздновал победу русских войск над шведами под Калишем. И именно тогда, по приказанию Петра I, на фасадах четырех домов вблизи Петропавловской крепости, были укреплены фонари с целью «зажигать их по большим праздникам».

Первые постоянные уличные фонари были установлены в 1718 году на набережной Невы, напротив Зимнего дворца. Уже в 1720-м году появился новый образец фонаря. А через три года на улицах Петербурга было установлено 595 фонарей (к концу столетия число их возросло до 3400). Но все они были масляными и во-первых, горели тускло, а во-вторых, разбрызгивали горячие капли масла на проходящих мимо прохожих.

С 1821 года в Петербурге появились уже первые газовые фонари. С 1863 года появились и керосиновые светильники. Эра же электрических фонарей наступит лишь в конце столетия. В 1879 году на новом Литейном мосту через Неву зажглись 12 электрических фонарей: «свечи» П. Н. Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц. А. Кавоса. А 30 декабря 1883 года 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки.

К началу XX века электричеством были освещены все главные улицы столицы. Однако, из 13 950 петербургских фонарей лишь часть светильников являлась электрическими. Только к середине 1930-х годов керосиновые и газовые фонари ушли с улиц Петербурга.

Чтобы одновременно увидеть все типы фонарей, имевшие место быть в истории нашего города нужно побывать на Одесской улице. Там вы увидите отлично исполненные бутафорские макеты шести фонарей: масляного, газового, керосинового, спиртового и электрического (а также бронзовую скульптуру фонарщика, отдыхающего от работы). Фонари эти, хотя никогда и не зажигаются, но прекрасно показывают основные этапы развития уличного освещения в Петербурге.
Выбор места для подобной экспозиции не был случайным. На этой небольшой петербургской улице в XIX веке находилась мастерская электротехника Александра Лодыгина, который изобрел так называемую «угольную» лампу накаливания (но, не получив поддержки правительства, не смог наладить ее массового производства).

Петербургские фонари практически с первых своего существования претендовали на звание «самых красивых» в мире. Их создавали необыкновенные, замечательные мастера. Так, например, автором декоративных фонарей у Александровской колонны на Дворцовой площади является Карл Рахау, а знаменитого фонаря подъезда Зимнего дворца – предположительно сам Б.Ф. Растрелли.
Светильники, отлитые по рисункам Карла Ивановича Росси, стоят перед Елагиным дворцом, перед Театром драмы имени Пушкина, на Иоанновском, Театральном, Большом и Малом Конюшенном мостах. Скульптор П.П.Соколов, выдающийся мастер пушкинской эпохи, создал фонари для Банковского, Львиного и Египетского мостов. Фонари П. Клодта, создателя коней Аничкова мостя, до сих пор украшают Исаакиевскую площадь.

Да сколько их еще — талантливых архитекторов, скульпторов, инженеров, являющихся авторами великолепия петербургских фонарей? Ю. М. Фельтен, П. П. Базен, И. Н. Борисов, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, Л. Н. Бенуа, Л. А. Ильин и многие-многие другие, чья причастность к созданию данных элементов архитектурного облика Северной столицы сегодня нам просто неизвестна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *